Спас-Оскуйский погост расположен в двадцати километрах к северо-востоку от Малой Вишеры. Стоит он в трехстах метрах к западу от берега озера Спасского, на краю огромной системы болот, носящей общее название Спасские Мхи. К северу и западу от погоста на многие километры раскинулись дремучие дебри, к югу и востоку – труднопроходимые топи.
Спас-Оскуйский погост не отмечен ни на одной современной карте. Не обозначена на этих картах и сама Спасская церковь, являющаяся до сих пор приметным ориентиром. Сложно поверить, но еще сто лет тому назад прямо через погост проходила главная транспортная артерия края — почтовая дорога на Боровичи, ответвлявшаяся от шоссе Новгород — Тихвин в крупном селе Грузино. В настоящее время почтовый тракт Грузино – Боровичи наполовину заасфальтирован, а на оставшуюся половину превратился в зимник и потонул в болотах, а раньше дорога, шедшая через Спас имела «федеральное» значение, связывая между собой крупные города.
В урочище Кресты этот Маловишерский «проспект» пересекает разъезженная просека – та самая историческая дорога Грузино – Боровичи. Если свернуть по ней на восток, то всего через четыре километра подтопленной колеи вам откроется истинный островок уединения, тишины и красоты. Остров Спас. Сначала в просвете между деревьями покажется колокольня. Затем она скроется за ветвями и появится вновь. И вот, дорога выводит на полянку, с юга окаймленную рощицей, а с севера закрываемую храмом и несколькими деревьями подле него.
Точное время основания Оскуйской-Спасской пустыни неизвестно. Впервые она упоминается в 1583 году в писцовых книгах новгородской Обонежской пятины как монастырь «Преображения Спасова Оксуей в погосте Спасском на Коломне». Сейчас уже никто не знает, кем именно и когда был основан небольшой мужской монастырь у озера на краю обширных болот. Можно лишь предположить, что это произошло в 15-16 веках.
Название Оскуйской пустынь получила, вероятно, от имени главной реки этого лесного края – Оскуи, бывшей на протяжении многих лет основной транспортной артерией этих мест. Однако сама река Оскуя протекает в стороне, примерно в дюжине километров к северу. Бывший монастырь же стоит у Спасского озера, из которого в северной его части вытекает небольшой ручей.
Храм гармонично вписывается в окружающий ландшафт, так что можно часами смотреть на него и отдыхать от резких, рвущих гармонию в клочья, городских контуров. Преображенская церковь была выстроена в псевдорусском стиле по проекту, близкому к типовым.
Небольшой односветный четверик церкви, перекрытый сомкнутым сводом, вероятно, был увенчан декоративным пятиглавием. С востока к храму примыкал полукруглый алтарь, с запада – небольшая трапезная, соединяющая его с трехъярусной шатровой колокольней.
Любопытной особенностью колокольни является то, что шатёр её сложен из кирпича. В 19-ом веке строители предпочитали ставить не каменные шатры, а каркасные конструкции, обшитые железом, однако для церкви Спасского погоста по каким-то причинам сделали исключение.
Долгие годы запустения сказались на состоянии храма: алтарная часть разрушена до фундамента, обрушился свод основного объема. Относительно цела колокольня, лишившаяся главки. Трапезная продолжает использоваться по назначению – в ее центре сложен импровизированный очаг. Уцелевшие перекрытия черны – то ли от копоти, то ли от плесени, то ли от их совокупности. И в то же время, на обратной стороне сводов шуршат листвой молодые березки, играют на кирпичах солнечные зайчики, щебечут всяческие птички.
Оскуйская пустынь никогда не была богатой обителью. С 17-го века она была приписана к новгородскому Свято-Духову монастырю. В приписном монастыре не было игуменов. Должность главы немногочисленной братии называлась «строитель». В материальном отношении пустынь также целиком зависела от Духова монастыря, которому доставались все налоги, собиравшиеся с земельных угодий Оскуйской пустыни.
Уже в начале 17-го века в Оскуйской пустыни существовали два храма – Преображенский и Никольский. На протяжении многих веков они были деревянными. Последняя по времени постройки Никольская церковь была срублена в 1760 году, за несколько лет до упразднения монастыря.
В 1764 году, при составлении монастырских штатов, Оскуйская пустынь была упразднена. Братия из неё была переведена в другие монастыри, а церкви преобразованы в приходские.
Вместо деревянного Преображенского собора в 1852 году была выстроена кирпичная Преображенская церковь. Таким образом, на погосте сложился ансамбль из двух церквей – каменной и деревянной. Бывший монастырский двор был окружен каменной оградой с коваными решетками, рядом стояли дома причта.
По административному делению Новгородской губернии Спас-Оскуйский погост относился к Тихвинскому уезду. Он находился на его южном краю, близ границы с Крестецким уездом. Преображенский погост был центром церковной жизни для довольно обширной, но малозаселенной территории. Крупных деревень в этом болотистом, малоплодородном краю не было.
После революции церкви Спас-Оскуйского погоста действовали до 1938 года. 15 февраля 1938 года оба служивших тут священника – Николай Александрович Бельский и Михаил Петрович Георгиевский – были арестованы. В марте 1938 года Особая Тройка управления НКВД Ленинградской области вынесла отцу Николаю и отцу Михаилу смертный приговор. Спасский погост опустел. Позже была полностью разрушена деревянная Никольская церковь