эта статья ещё пишется…. по мере добавления посещенных мест в Вологде, здесь будут появляться их описания и ссылки.

В июне 2022 года у нас появилась идея познакомиться с северной жемчужиной России, столицей кружева и резного палисада – городом Вологда. Сев вечером в поезд, мы утром уже были на вокзале этого чудного города.

Вокзал города Вологда

Красочный вокзал в Вологде – это ещё одна причина ехать в этот город на поезде. Украшеный башенками, он больше напоминает дворец или замок, нежли станцию железной дороги.

Кстати, на вокзале есть автоматические камеры хранения, где можно оставить вещи, если заезд в гостиницу будет в конце дня, как у нас.

____________

Сфотографировавшись с арт-объектом “Я люблю Вологду” на привокзальной площади, мы устремились в сторону Красного моста – оттуда по реке ходят теплоходы. До отправления первого из них было ещё 2 часа, поэтому мы шли пешком, рассматривая новые для нас улочки.

Железнодорожная скамейка

Вот такая скамейка в виде колёсной пары нам встретилась в начале улицы Мира возле здания РЖД.

Скамейка в виде колёсной пары около здания РЖД в Вологде

Памятник первому электрическому фонарю.

Достаточно интересная композиция – деревянный столб и скульптура “Писающей собачки”. Кстати, так этот памятник и называют местные. Говорят, что один из первых электрических столбов у Красного моста не описала ни одна собака. Наверное поэтому, скульптура решила это сделать.

Прогулка на теплоходе по реке Вологда.

Если посмотреть на карту, то можно увидеть, как в черте города река красиво извивается, проходя через весь центр. Поэтому мы решили начать наше знакомство с достопримечательностями именно с речной прогулки на теплоходе. Тем более , что все они располагаются вдоль набережной. Если вы будете в Вологде, не пожалейте времени и прокатитесь по реке – это незабываемые впечатления.

____________

Маршрут экскурсий кольцевой от пристани на набережной 6-й армии, вдоль Кремля до памятника 800-летия. На обратном пути теплоход идёт в другой конец города к Петровскому домику, где разворачивается и прибывает на первоначальную пристань. Речной трамвайчик отправляется каждые полтора часа, из динамиков звучит записанная экскурсия и музыка.

Расписание экскурсий на теплоходе по реке Вологда

Именно с этой экскурсии мы и решили начать наше знакомство с Вологдой.

После прогулки на теплоходе и подкрепившись в местной столовой, мы отправились в Вологодский кремль и на прогулку по набережной Вологды.

Арт-объекты на Соборной горке.

Обелиск 800-летию Вологды.

Самой первой достопримечательностью на набережной у Соборной горки стал обелиск в честь 800-летия Вологды. Его высокую стелу мы видели ещё с теплохода. В 2017 году памятник обновили и теперь его бронзовые барельефы сверкают на Солнце.

Памятник Святому Герасиму

Памятник Преподобному Герасиму вологодскому

Худенький монах в чёрной ризе, с нимбом над головой и иконой Троицы Ветхозаветной в руках стоит на набережной реки Вологды и любуется на панораму храмов на другом берегу. Вот таким Святого Герасима представил нам скульптор. Рост фигуры чуть больше четвероклассника.

Это достаточно хороший и интересный памятник преподобному. небольшой, без монументальности. Литую из бронзы скульптуру даже на валун поставили, чтобы он из-за кустов мог видеть проплывающие по реке лодки.

Войти в Вологду

Дверь в Вологду

Для того, чтобы наша поездка удалась, я загадал такое желание, постучал ручкой двери трижды и вошел в открытую дверь в Вологду. Именно такой ритуал нужно делать в Вологде, если у вас есть какое-то сокровенное желание.

По-сидим поокаем

Скамейка "Посидим по-окаем", арт-объект на набережной Вологды
Скамейка “Посидим по-окаем”, арт-объект на набережной Вологды

Ещё до поездки в Вологду я узнал о интересном объекте на набережной в Кремлёвском парке. Это скамейка, в которой выделен вологодский диалект – протяжная буква “О” и “Вологодское оканье”. Скамейка “Посидим поокаем” стала обязательной фотокарточкой туристов после посещения Вологды. Отсюда открывается отличный вид на речной пейзаж и Сретенскую церковь.

Весь вид портит некрасивое ограждение набережной и натянутая сигнальная лента. Думаю, к очередному фестивалю “Голос ремёсел”, администрация Вологды закажет у кузнецов кованную ажурную ограду набережной. И туристы смогут привозит великолепных видов фотографии.

Буква “О”

Памятник вологодскому говору - буква "О".
Памятник вологодскому говору – буква “О”.

Если от скамейки пройти метров 200 по направлению к Софийскому собору, то встретится другой памятник вологодскому говору – буква “О”, любимый звук вологжан. Туристы же нашли ей применение в виде рамочки для фотографий.

Владимирская часовня

Памятник поэту Константину Батюшкову и его коню.

Памятник Батюшкову на Кремлёвской площади в Вологде

На набережной Вологды на краю Кремлёвской площади нас встретила необычная композиция из четырёх скульптур. Эту композицию мы видели еще с реки на теплоходе и очень хотели подойти поближе.

Монумент посвящен русскому поэту Константину Николаевичу Батюшкову, его боевому коню. Поэт с конем расположен между Музой, поэзией и Афиной, богиней войны, отправляющей Константина воевать. Поэт выбрал Музу и оставил службу.

Горне-Успенский монастырь

К северо-западу от городища и ленивой площадки находится Успенский монастырь, оснванный в конце 16 века. В настоящее время он действующий. Здесь мы и решили закончить нашу прогулку в Первый день знакомства с Вологдой.

Спасо-Прилуцкий монастырь

Спасо-Прилуцкий монастырь на берегу реки Вологда

На второй день после музея Семёнково, мы посетили очень красивое место – Спасо-Прилуцкий Дмитриев монастырь. Колокольный звон соборов разлетается далеко по берегам реки. Башни и купола Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря хорошо видны с колокольни Софийского собора. На территории чисто, аккуратно и множество клумб с цветами.

Петровский домик.

пушка  на лафете. Россия, 18 век. Чугун, литье. Вес 108 пудов
пушка  на лафете возле Петровского домика. Россия, 18 век. Чугун, литье. Вес 108 пудов

В третий день, после того, как мы оставили наши вещи в камере хранения на вокзале, мы отправились в Петровский домик на набережную Вологды.

Трудно себе представить значение города Вологда для России в средние века. здесь проходил основной торговый путь в европу через Архангельск. Поэтому все знатные купцы имели здесь свои усадьбы. Таким и был дом голландского купца Гоутмана, у которого Петр Первый 5 раз бывал в гостях. В 19 веке здесь был устроен музей Петра Первого – первый музей Вологды.

Мы пришли, как раз к началу экскурсии и нам поведали много интересного из жизни Петра, об основании нашего города – Петербурга и конечно же о влиянии Петровских реформ на Вологду.

Логистика поездки

Поездом в Вологду.

Все достопримечательности города сосредоточены в центре, здесь развит городской транспорт, поэтому мы решили не брать с собой машину а ехать на поезде. Тем более, что из Санкт-Петербурга есть ночной поезд отправлением в 22 часа от Волховстроя и прибытием в 8 час в Вологду. Таким образом, выспавшись ночью, утром можно с новыми силами приняться за осмотр достопримечательностей.

Недорогая гостиница

Гостиницу я искал максимально дешёвую, но с от дельным санузлом, микроволновкой, чайником. По этим описаниям подошел гостевой домик “Соседи” на улице Солодунова в новом районе города. До центра пешком около часа, но это не проблема, тк целыми днями предполагалась прогулка по городу. Да и посередине был привал в виде столовой.

Питаемся в столовой

Основное место питания – столовая. В неё мы должны были зайти днём после прогулки на теплоходе, вечером на ужин, завтраки и ужины в последующие дни. Условия выбора – обычная европейская еда, недорого, отзывы посетителей и время работы с 8 до 21час. Такая как раз была расположена по пути в центр утром и обратно вечером – Фуд Сити на улице Кирова.

Средний чек на одного человека около 150-200 руб. Вкусная и хорошая, почти домашняя кухня, нежные корзиночки к чаю. Даже когда были далеко от этого места, мы всё равно не хотели менять столовую и ехали сюда.